Интервью

Никитчанова Е.В. о роли эндаумента в диалоге культуры и бизнеса

Никитчанова Екатерина Владимировна

Заместитель директора РИД, преподаватель продюсерского факультета Школы-студии МХАТ 


Какие точки соприкосновения есть у культуры и бизнеса? Какое место здесь может занять ФЦК Школы-студии МХАТ? 

Последнее время, помимо традиционных форм взаимодействия бизнеса и культуры - благотворительность и спонсорство, в бизнес-среде чаще возникает мотивация на партнерство с организациями культуры. Партнерство как модель сотрудничества предопределена пониманием ответственности современного бизнеса, как и культуры, за базовые ценности общества, от которых зависит его будущее, а, следовательно, и перспективы самих бизнеса и культуры. Эффективным сотрудничество становится тогда, когда обе стороны осознают не только взаимную ответственность за решение общих проблем развития общества, но и ощущают реальную выгоду от такого взаимодействия. Важным условием партнер­ства бизнеса и культуры может являться появление третьего элемента – сообществ, которые и будут главным адресатом объе­динения усилий бизнеса и культуры – своеобразного креативного класса.
ФЦК Школы-студии МХАТ должен стать не просто "точкой притяжения" взаимных интересов бизнеса и культуры, но и эффективным инструментом формирования того самого креативного класса. 

Как выстраивать диалог культуры и бизнеса? Какую роль здесь может играть эндаумент?

Любой диалог предполагает уважение партнерами интересов друг друга. Именно поэтому для выстраивания эффективного  взаимодействия с бизнесом  необходимо знать и понимать бизнес-контекст и возможные точки горизонтальных партнерских отношений, а для этого менеджменту ФЦК Школы-студии МХАТ надо постоянно "держать руку на пульсе" и быть в курсе современных корпоративных трендов, мотивационных процессов бизнес-организаций и бизнес-лидеров, чтобы говорить "на одном языке" с потенциальными благотворителями в лице бизнес-компаний. Кроме того, стоит расширять свои знания в части ключевых бизнес-инструментов, которые могут быть использованы для повышения эффективности управленческих и бизнес-процессов непосредственно в деятельности эндаумента. 
Любой эндаумент - это про долгосрочные стратегические взаимоотношения партнеров. Поскольку стратегичность - одно из условий успешного развития бизнеса, особенно, крупного бизнеса, то суть и философия эндаумента должна быть близка бизнесу. Задача - в правильном донесении миссии, целей и задач ФЦК Школы-студии МХАТ до потенциальных партнеров и определение взаимных интересов.   

Как расширять партнерские взаимоотношения с бизнесом? 

В российской бизнес-среде сложились различные форматы профессионального общения и развития – от бизнес-сообществ до бизнес-мероприятий, на которых транслируется актуальная повестка международного и российского бизнеса. Именно адекватная интеграция на существующих бизнес-площадках способствует успешному взаимодействию бизнеса и культуры. Для развития партнерских связей с бизнесом ФЦК Школы-студии МХАТ должен стать активным участником бизнес-событий. Этому способствует еще и то, что в бизнес-среде становится устойчивым запрос на «превращение человека-функции обратно в человека» (особенно это касается руководящего уровня), в связи с чем привлекают представителей творческих специальностей для различных тренингов, коучинга, мастер-классов, а бизнес-школы добавляют в программы модули гуманитарных дисциплин или открывают собственный лекторий. Все эти задачи успешно могут быть решены ресурсами Школы-студии МХАТ.